ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

В России музыку писать нельзя.

Из записок сестры композитора Михаила Ивановича Глинки.

"Брат никогда не мог писать по заказу. Он писал только тогда , когда что-нибудь сильно приятно действовало на него, будь то женщина, природа, климат, превосходное произведение искусства . Тогда он вдохновлялся. Но что в России ему было труднее писать чем где-нибудь, это очень понятно. Климатом и природой он восхищаться, конечно, здесь не мог, а полное пренебрежение к его таланту со стороны русского общества парализовало в нем всякое вдохновение"

"этастрана" имеет почтенную давность , причем совершенно в выражениях современных великосветских блоггер-дам.

 Интересны подробности последних двух лет жизни композитора.

В 1855 году его посетил святитель Игнатий Брянчанинов (тогда архимандрит Сергиевской Пустыни) и беседовал с ним , после чего Михаил Иванович очень увлекся написанием церковной музыки и написал ектенью и одно трио и все просил их исполнить и собирался писать для всенощного бдения и Литургии. .Но это было ненадолго. Потом ему вдруг пришло на ум написать оперу "Двоемужница" , церковная музыка была забыта, и он все силы стал отдавать ей. В результате ничего не получилось, и Глинка пришел в "сильное нервное раздражение" (по выражению сестры). В результате было решено , что ему мешает работать быт и что ему надо переехать в Варшаву или Берлин. Сказано -сделано. Уезжая из Царского Села Глинка плюнул на землю и сказал горячо: "Когда бы мне более никогда этой гадкой страны не видать!". (Русская старина, т.2.1870 г. , с.622)

Затем он переехал в Берлин. Где действительно занялся церковной музыкой под руководством некоего Дена. Но уже не православной, а католической и протестантской - стал писать кантаты и фуги.

Дальнейшая история о том, как он бежал по ледяной берлинской улице  без пальто радостный о том, что в Берлинской опере исполнили "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") и высокая публика хлопала, как он от этого простудился и скоропостижно преставился - всем известна.

Как он и хотел, оплеванной этой гадкой страны , которая дала ему жизнь, он больше не увидел.
Слава человеческая его убила в хорошей Европе.

Прямо хоть в хрестоматию.

P.S. Интересно, что свою первую оперу "Жизнь за царя", по которой Михаил Глинка в основном и известен, он сам почти ни во что не ставил и называл "старухой". И говорил , что из "Руслана и Людмилы" он может сделать таких десять опер, как "Жизнь за Царя" И все "понимающие" поставят "Руслана" выше. Он дословно говорил сестре "Поймут твоего Мишу когда его не будет, а "Руслана" через сто лет".

Это высказывание интересно тем, что "Руслан и Людмила" даже у Пушкина  если не оккультная прямо, то достаточно странная. А текст Пушкина был в опере Глинки очень сильно изменен и дополнен. 
Tags: История
Subscribe

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments