ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

"Пальмира наш" как продолжение "Крым наш"?

Загадочная внезапная любовь нашей власти к Крыму вообще и к Севастополю в особенности, вполне впрочем, объяснимая и с геополитических и русскомирных идей, загадочным образом укладывается в оккультную цепочку со столь же внезапной и к столь же оккультной любви к капищу Ваала в Пальмире.

(патриотов прошу не приходить в ярость - я не только ничего не имею против Крымнаша, но вполне разделяю убеждение, что это законная территория Российского государства - меня интересует только внезапная и какая-то фрагментарная любовь власть предержащих)



Оригинал взят у world_jewellery в Артемида Таврическая, жрица Ифигения и богиня Дева. И немного об украшениях тавров

Артемида у древних греков (Диана у римлян) - богиня плодородия и всего живого, покровительница брака, помогающая в родах. В первоначальном архаическом значении - критская богиня охоты и покровительница животных. В античном мире она более других богинь ассоциировалась с древними женскими архаическими богинями-матерями, аналог Иштар и Кибелы. В то же время Артемида - богиня Луны, сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Известно, что древние греки с уважением относились к богам - покровителям различных местностей, которые они завоевывали и осваивали. Считается, что по этой причине Артемида и стала главной богиней Херсонеса Таврического в Крыму - она ближе других по духу соответствовала древнему местному божеству.

Тавры - исчезнувший народ (или плохо искали), населявший горный и предгорный Крым. Известен благодаря античным источникам с 6 в до н.э. до 1 в н.э., в поздний период их называют тавроскифами. Потом стали упоминать только скифов. Вся информация субъективная, название народа - греческое. В археологии тавров связывают с Кизил-кобинской культурой, но, подозреваю, что все гораздо сложнее.

Богине тавров, согласно древнегреческим источникам, приносились в жертву головы, отрубленные у врагов и пленных, черепа выставлялись на столбах у алтаря, тела жертв предавали земле или сбрасывали в море. Культ богини Девы - Артемиды сотни лет сущетвовал в Херсонесе Таврическом. Там же, предположительно, находился ее главный храм. Однако место, где находилось святилище, упоминаемое Геродотом и Еврипидом, до сих пор не нашли. Хотя само древнее городище находится в Гагаринском районе Севастополя. Одно можно сказать точно - нет лучшего места для всяких увлекательных поисков, чем Крым :))



Изображение богини Девы - Артемиды на серебряной монете,  отчеканеной в Херсонесе Таврическом в 3 в до н.э.. Кстати, корона в виде башни характерна и для изображений Кибелы. На обратной стороне монеты изображена лань - священное животное Артемиды. (она же "козочка" -капелла- Orth.)


Эта теракотовая пластинка найдена в Херсонесе и это божество считается таврским прообразом богини Девы (Парфенос) Херсонеса. (Что-то эта "богиня" при наличии женской груди имеет мужские пропорции - Orth.)

Видно,  что божество похоже на скифскую крылатую змееногую богиню. Если все так, то либо культура и религиозные представления скифов и тавров близки, либо основатели Херсонеса контактировали с народом, более близким к скифам, чем к таврам. Иллюстрация из книги М.И.Артамонова "Антропоморфные божества в религии скифов", Л., 1961




Скифская богиня Апи на бляшке из Большой Близницы (интересно, что похожа на  сову - символ богини Астарты , которую изображали в виде женщины с крылями совы - Orth.)

Я бы разделила и конкретизировала этот вопрос, поскольку в древнегреческих легендах понятия о святилищах перемешаны в кучу. Cкорее всего, речь идет о древнегреческом храме, греками и построенном, коль скоро Артемида была покровительницей Херсонеса. Возможно, существовало и таврское либо другое негреческое святилище в прибрежных скалах - не в своем же храме греки грекам отрубали головы. Но, однако, тавры не производят впечатления приморского народа. К тому же сейчас больше голосов в пользу того,  что культ тавров, как более примитивный и архаический, по сравнению с греческим, был связан скорее с пещерами - чревом богини-матери, богини-земли и сохранял отголоски матриархата. А о религиозных представлениях тавров почти нет свидетельств) Но все-таки вначале надо бы пройтись по греческим храмам.

Самый известный храм Артемиды находился в Эфесе, он считался одним из чудес света, был сожжен Геростратом, а затем восстановлен, но закрыт при принятии христианства. Развалины этого храма и сейчас можно увидеть в окрестностях современного города Сельчук в Турции. Тамошнюю богиню изображали в виде многогрудой Дианы, она ассоциировалась там с местной богиней Кибелой.




Развалиы храма Артемиды в Эфесе

Поэт Овидий оставил описание храма Артемиды в Херсонесе Таврическом, вложенное им в уста старого тавра, текст конкретно описывает древнегреческий храм,  но почему-то без статуи богини:

"Есть в Скифии местность, которую предки называли Тавридою,
Я родился в этой стране и не гнушаюсь своей родины;
Это племя чтит родственную Фебу богиню.
Ещё и ныне стоит храм, опирающийся на огромные колонны;
К нему ведут сорок ступеней.
Придание гласит, что там был ниспосланный с неба кумир;
Не сомневайся, ещё и ныне там стоит подножие лишённое статуи богини;
Алтарь, который был сделан из белого камня, изменил цвет и ныне красен,
будучи окрашен пролитой кровью. Священнодействие свершала жрица.




Горгона на портике древнейшего храма Артемиды на острове Корфу, 6 век до н.э. Не только волосы, но и пояс в виде змей. С двух сторон - львы или пантеры. Это изображение навевает мысли о том, что среди прообразов Артемиды, как синкретического (собирательного) образа были и богини-змеи. А еще, думается,  много итересных идей можно почерпнуть в истории греческой архитектуры.

Святилище Артемиды в Бавроне было построено,  по преданию,  еще во время Троянской войны. Первой его жрицей была Ифигения, дочь царя Агамемнона. 6-5 вв до н.э. Праздники в храме связаны с переодеваием в медведиц - второе священное животное Артемиды или, возможно, ее первоначальное тотемное воплощение. В последнее время здесь ведутся археологические раскопки. Существует легенда,  что статую Артемиды из Херсонеса привезли именно сюда.

В Крыму в пушкинские времена тоже интересовались древностями и храмом Артемиды. Во всяком случае, Пушкин упоминает о посещении такого храма: "Тут же я видел баснословные развалины храма Дианы. Видно мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических".

В стихотворении к Чаадаеву:

" К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья…

Хронологически более древним народом Крыма были киммерийцы, воинственные кочевники. Они жили выше по карте - в степях Северного Причемноморья и на Керченском полуострове в 7-8 вв до н.э., до скифов. Киммерийцев связывают со срубной культурой, о них мало известно, но память осталась в топонимике - Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и т.д. Киммерийские, таврские и скифские древности часто сваливают в одну кучу и в наше время и в древнегреческое.

Тавры разделялись на множество "царств" (районов, по-нашему), греки из считали, конечно, варварами. Таврские каменные ящики - могильники относятся к 6-5 вв до н.э. Кизил-кобинская культура выделена археологом Бонч-Осмоловским в 1925 г, при раскопках в Красной пещере близ Симферополя (9-3 вв до н.э.).  Эти пещеры можно посетить - они находятся на трассе между Симферополем и Алуштой, в селе Перевальное. Для этой культуры характерна чернолощеная керамика с врезным орнаментом. Занимались земледелием и пастушеским скотоводством.



Вместе с погребенными хоронили различные вещи - оружие и конскую сбрую, близкую к скифскому, бронзовые украшения - кольца, браслеты,  височные подвески, гривны, бляшки, серьги. Также бусы, раковины каури. Могильники датируются VI-V вв до н.э.

Вначале тавры обитали в прегорьях, затем заселили горные районы и юг полуострова. Найдено более 100 археологических памятников, предположительно связанных с таврами. Греческие города существовали обособленно. В 3 веке до н.э. тавры, как полагают историки, "растворились" в скифской среде. Хотя я бы сравнила их с ближайшими соседями, с кавказскими народами,  с хеттами, генетичекие экспертизы можно поделать - сохранились же кое-какие скелеты и черепа из захоронений. Хотя в Крыму, средства вряд ли будут на археологию выделять) но интересно же))



Бусы из Феодосийского музея, 7-4 вв до н.э. отсюда

С одой стороны, тавров считают оседлыми земледельцами и скотоводами, с другой - морскими пиратами, обитавшими, например, на территории нынешней Балаклавы) что, вообще-то, трудносовместимо) Морской теме и мифологии, скорее всего, Крым обязан античным городам, основанными по всему побережью с первоначальной целью - спасаться от местного населения. Однако, агрессивность была свойственна киммерийским и скифским кочевникам, тавры-то, как раз, производят более мирное впечатление.  Не исключено,  что виной всему название местности, а не воинственность тавров))



Украшения 8-5 вв до н.з.



Бронзовые серьги и подвески

У тавров существовал культ предков, о чем говорят мегалитические памятники, особенно характерны для них каменные погребальные ящики. Вероятно у тавров существовал культ быка. Кстати, в Херсонесе почитался Геракл, культовым животным которого был бык. Да и богиня, возможно, была рогатой. Гадали на костях жертвенных животных. Конечно, верили в магию. Главным было женское божество, упоминаются греками имена Орсилоха, Арсилах или еще Тавропола.

Сюжет трагедии Еврипида об Ифигении (414 г до н.э.), таврической жрице, приносящей в жертву плененых моряков в святилище на скале на берегу Черного моря - просто насквозь античный, далекий от мифов тавров, если такие и были. Более того, в трагедии Еврипида отражается осознание народа с более развитой культурой жестокого варварского культа  (и я бы даже сказала, ужаса перед ним), и память о том времени, когда и у самих греков практиковались человеческие жертвоприношения.

Напомню, что Ифигению, дочь царя Агамемнона,  принесли в жертву по настоянию жреца, чтобы подул попутный ветер в сторону Трои. После этого на алтаре вместо Ифигении оказалась убитая лань, а саму Ифигению богиня Артемида перенесла в Тавриду, где она служила жрицей, пока ее не спас брат Орест. Орест же отправился в Тавриду выкрасть статую Артемиды, которой приносили в жертву греческих моряков. Так что была ли такая статуя и зачем ее возили, трудно сказать. Скорее всего, это фантазия Еврипида и других товарищей. Хотя к статуям богинь отношение было самое почтительое - во время священодействий в храмах богиня вселялась в свое изображение. Прав был Леонид Мацих, когда сказал, что самыми злыми богинями были богини-девы)) Кстати, жрицами богини тоже были девственницы, и их помощницы тоже. Вариантов легенды великое множество, особенно по поводу путешествий самой статуи Артемиды. Видимо, они отражают географию распространения культа богини.


Леонард Брамер. Жертвоприношение Ифигении, 1623

Вот такой хэппи-енд задним числом - уже тогда вовсю переписывали официальную историю и идеологию. Не удивлюсь, если на самом деле Ифигению, все же принесли в жертву.  Офигения,  одним словом,  полная))) тяжело жилось древним грекам, это вам не горшок с балкона упал. Впрочем, все в этом духе описывал Геродот уже в связи со скифами, но поскольку имелась в виду Таврида - ее проецируют и на тавров тоже. Так что все под вопросом, для меня,  во всяком случае,  пока.



Это фреска в Помпеях (79 г н.э.), причем не единственая - сюжет был в Помпеях довольно распространенным) Интересно,  что на фреске изображен камень, обвитый змеей, ритуальный меч. На голову жертвы надевали венок, обрызгивали святой водой, посыпали мукой, а потом отрубали голову. Еще одно свидетельство в пользу представлений греков об Артемиде Таврической,  как о богине-змее.



Фото отсюда. А и правда, какую ж силу нужно иметь женщине, чтобы головы мечом рубить. Композитор К.В.Глюк создал оперу "Ифигения в Тавриде", в этой опере пела Мария Каллас, с таким названием есть художественный фильм. Обращался к этому сюжету Иоганн Гете.

Документальный фильм о Херсонесе Таврическом. Официальный сайт музея-заповедника Херсонес Таврический

Фильм из серии Искатели о поисках храма богини - Сокровища древней богини

Литература:
Бондаренко, М.Е. Культ богини Девы в Херсонесе Таврическом в нумизматике, эпиграфике и коропластике; Мещеряков В.Ф. О культе богини Девы в Херсонесе Таврическом//Актуальные программы изучения религии и атеизма. Л.,1979. С.104-119:; Кадеев В.И. К вопросу о “царствовании” Девы в Херсонесе//КСИА. М.,1976, №145. Еще источник здесь

Сова , сиськи и мадонна - все здесь. 
Tags: прекрасная дама
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Могучие викинги и слабые русские.

    Из старой записи в продолжение предыдущего поста. Область Новгородская есть русская Финляндия. Здесь хорошо,и в тихую погоду пахнет Западной…

  • Прелестеславие

    Из телеграмма одного из вакцинославов. Тут целый спектр лукавства и даже не прелести - а прямой хулы на Евангелие . Первое -…

  • Пункты утилизации.

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 27
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments