В качестве толкования на эту строчку возьмем слова самого святителя.
"Вифлеем был отечественный град предков Иисусовых. Однако Иосиф и Мария не имели в нем даже убогой хижины, даже пяди наследственной земли, ни пребывания постоянного. Провидение, рукой Кесаря , привело их в сие место, из которого предопределено было выйти Вождю Израилевому. Чуждые в земле предков своих, пришельцы в своем отечестве дали отечество Сыну Того, из Него же всякое отечество на небесех и на земли именуется (Еф. 3,15).
Христиане! Доколе мы живем в мире с беспечностью граждан и наслаждаемся в нем самовластием владельцев, дотоле Христос не может вообразиться в нас. Мир беспрестанно силится выпечатлевать в душе нашей свои преходящие образы. Насыщаемые желания рождают другие желания, которые неприметно возрастают в исполинов и зиждут Вавилон. Блажет иже имет и разбиет о камень веры самых младенцев сего Вавилона, и отчуждит себя от града зде пребывающего, дабы взыскать грядущего!
Если бы Авраам по гласу Божию не изшел от земли своея и от рода своего, то он не получил бы славного завета, обетования и наследия. Если бы страждущий Израиль не решился подвергнуть себя трудностям опасного и неизвестного пути, то Иегова не изшел бы в силах его и не уготовал бы в нем жилище Себе. Если бы прозорливая мать не изгнала невинного Иакова от лица мстительного Исава, оный не пришел бы на страшное место врат небесных . Безпокровные только странники находят Вефиль и Вифлеем - дом Божий и дом Хлеба животного. Только произвольные изгнанники земли принимаются в граждан неба. Кто желает быть селением Сына Божия , тот должен иметь отечество только в Едином Боге, и при всей привязанности к отечеству земному, впрочем, естественной и праведной, почитать его только предградием небесного. (Слово на Рождество Христово 1811 года)
Journal information